«

»

Авг 27 2018

РОСРЕЕСТР информирует.

Как оформить два дома на небольшом земельном участке

 

В Кадастровую палату по Республике Башкортостан нередко обращаются граждане, интересующиеся, можно ли на земельном участке, который невозможно разделить в виду небольшой площади, построить два дома и оформить на каждый право собственности.

Случаи, когда на одном небольшом земельном участке построены два дома, встречаются довольно часто. Например, в одном доме живут родители, в другом – молодая семья.

Действующим законодательством не предусмотрено прямого запрета на возведение второго индивидуального жилого дома на одном земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства. Поэтому в случае, если земельный участок, находящийся в долевой собственности двух лиц, не может быть реально разделен, правообладатели могут заключить в письменной форме соглашение о порядке пользования земельным участком, согласно которому стороны соглашения договариваются о возведении каждым из них своего индивидуального жилого дома на свои собственные средства.

Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех её участников, а при недостижении согласия – в судебном порядке.

Кроме того, важно, чтобы при строительстве индивидуальных жилых домов были соблюдены градостроительные нормы и правила, в том числе минимальные отступы от границ соседнего участка, максимальная высота строения и т.д. В противном случае такая постройка может попасть под категорию самовольной, а также  привести к спорам с соседями при этом до начала строительства указанных индивидуальных жилых домов правообладателям земельного участка следует получить в полномочном органе разрешение на строительство таких объектов недвижимости.

Кадастровая палата по Республике Башкортостан об актуализации адресов объектов недвижимости

 

В период бума строительства загородного жилья, как никогда актуально встал вопрос о присвоении новым жилым постройкам адресов.

То есть, если адреса объектов недвижимости не будут подвержены строгому учету, граждане испытают серьезные трудности, связанные с невозможностью определить место проживания граждан или нахождения предприятий и организаций.

Но совсем будет плохо, если недвижимость, учет которой не ведется, будет находиться на местности, на которой государство запланирует масштабное строительство. А что, ведь там нет никаких построек, потому что сведений о них нет. И не проживает там никто по той же причине. В общем, возникнет масса проблем из-за отсутствия необходимого порядка регистрации и присвоения адреса объекта недвижимости.

Благодаря тому, что каждый объект недвижимости имеет свой адрес, граждане могут легко идентифицировать свое местонахождение, переписываться, что было актуально еще лет 10-15 назад, принимать и отправлять посылки. Но самое главное, что присвоение адреса объекту недвижимости позволяет зарегистрировать его в органах регистрации, что делает его доступным для приватизации и сделок отчуждения.

Это если рассматривать данный вопрос с точки зрения граждан. Но для государства процедура присвоения адресов позволяет осуществлять контроль за объектами недвижимости, позволяет упорядочить и облегчить проведение администрирования, привязывая недвижимость к их собственникам, владельцев к образовательным и медицинским учреждениям, правоохранительным органам, органам местного самоуправления и т. п.

Даже сегодня, когда, казалось бы, не может быть такой недвижимости, у которой нет адреса, она появляется, представляя собою отличную мишень для рейдерской атаки. Нет адреса, значит, объект не зарегистрирован и нет возможности установить на него права собственности. И пока вы только думаете, что не пора ли как-то решить данный вопрос, рейдеры уже подумали за вас. Результат – потеря недвижимости.

Кадастровая палата по Республике Башкортостан рекомендует гражданам проверить наличие адресов, принадлежащих им объектов недвижимости, в Федеральной информационной адресной системе.

Федеральная информационная адресная система или сокращённо ФИАС — единый российский государственный адресный реестр. Создан в 2011 году по распоряжению Правительства РФ. В ФИАС хранятся данные об адресных объектах, расположенных на территории России: субъектах Федерации, районах, населенных пунктах, улицах, домах и др.

Благодаря внедрению ФИАС эту информацию можно бесплатно получить через Интернет на официальном портале: http://fias.nalog.ru.

Она обязательна для использования уполномоченными государственными органами при оказании государственных и муниципальных услуг юридическим и физическим лицам. То есть, органы государственной власти России обязаны пользоваться ФИАС при оказании услуг и формировании юридически значимых документов.

Присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляется органами местного самоуправления по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, в том числе в случаях образования двух или более объектов адресации в результате преобразования существующего объекта (объектов) адресации.

Что делать, если адрес отсутствует в ФИАС?

В соответствии с положениями Закона № 443-ФЗ при отсутствии адреса в ФИАС необходимо обратиться в органы местного самоуправления, имеющие полномочия на присвоение адреса объектам адресации, а также на размещение, изменение и аннулирование сведений об адресах в государственном адресном реестре. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2014 № 384 Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС России) определена оператором ФИАС. Соответственно, ФНС России несет ответственность за соответствие сведений, содержащихся в государственном адресном реестре, информации, предоставленной ему органами местного самоуправления, органами государственной власти для размещения в ФИАС.

Порядок и способы предоставления сведений, а также другую интересующую информацию по вопросам использования ФИАС можно найти на официальном портале: http://fias.nalog.ru.

При этом присвоение, изменение и аннулирование адресов осуществляется без взимания платы, а объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершённого строительства.

Алия Мухамедьярова

начальник отдела обеспечения ведения ЕГРН

Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Башкортостан

Вопрос-ответ: Предоставление сведений об объектах недвижимости

 

Что подразумевается под понятием Единый государственный реестр недвижимости, какие сведения там содержатся и в каком виде выдаются?

Единый государственный реестра недвижимости — коротко  ЕГРН — это свод достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Законом о регистрации сведений.

До 1 января 2017 года в Росреестре существовало два типа выписок:

  • выписка из ГКН (Государственный Кадастр Недвижимости) с характеристиками объекта и его планом
  • выписка из ЕГРП (Единый Госреестр Прав на недвижимое имущество и сделок с ним) с информацией о собственниках и обременениях (ипотека, аренда, арест), введенная с 1998 года.

С 1 января 2017 года согласно Закону о регистрации №218-ФЗ эти два типа выписок были объединены в документ под названием «Выписка из ЕГРН». В выписке из ЕГРН указаны характеристики объекта, взятые из ГКН, а права — из ЕГРП. Все электронные выписки подписаны электронной цифровой подписью (ЭЦП) Кадастровой палаты.

Сведения из ЕГРН общедоступны и могут быть предоставлены любому заинтересованному лицу, за исключением информации, которая запрещена для массового ознакомления в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Сведения содержащиеся в ЕГРН за исключением сведений, доступ к которым ограничен законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц и выдаются в виде выписок из ЕГРН:

— выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;

  • выписка из ЕГРН об объекте недвижимости;
  • выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости;
  • выписка из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости; кадастровый план территории;
  • выписка из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости;
  • выписка из ЕГРН о зарегистрированных договорах участия в долевом строительстве.
  • выписки о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • выписка о границе, выписка о зоне, территории.

 

Получение сведений ЕГРН является платным?

Да сведения содержащиеся в ЕГРН, за исключением выписки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, являются платными.

Размеры платы за предоставление сведений содержащихся в ЕГРН установлены Приказом Минэкономразвития России от 10.05.2016г. №291.

 

Зачем нужна выписка из ЕГРН?

Выписка из ЕГРН об основных характеристиках будет полезна в случае совершения сделки с объектом недвижимости. Если заказать выписку из ЕГРН онлайн, то вы сможете оперативно узнать, кто собственник квартиры или земельного участка, нет ли в отношении объекта недвижимости судебных споров, арестов и т.п. Кроме того, выписка из ЕГРН может понадобиться по требованию банка, выдающего кредит под залог недвижимого имущества.

Выписка из ЕГРН о переходе прав требуется практически в любых случаях, когда имеются сомнения в отношении предмета сделки. Стоит насторожиться, если переходы прав были частыми без имеющихся на то оснований. Однако, стоит учесть, что право собственности не всегда бывает зарегистрировано, в таких случаях запись о правах в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним будет отсутствовать. Получить информацию о правах, зарегистрированных до 1998 года, можно в районных отделениях Бюро технической инвентаризации или Администрациях районов, поселений и др.

Наиболее распространенные причины, для чего может потребоваться выписка:

 

  • проверить объект недвижимости перед покупкой
  • узнать, кто собственник объекта
  • узнать, кто сосед
  • убедиться, что вы являетесь собственником
  • восстановить потерянные документы
  • предоставить налоговой службе
  • оформить ипотечный кредит
  • оформить право собственности
  • оформить наследство
  • провести межевание
  • уточнить земельные границы
  • проверить, кто арендодатель
  • проверить, исправлена ли техническая ошибка в Росреестре
  • подготовить документы для общего собрания собственников жилья
  • снять обременение
  • предоставить судебным приставам
  • предоставить суду.

Какие сведения содержит выписка?

Выписка из ЕГРН об основных характеристиках» является документом, содержащим следующую общую информацию об объекте недвижимости:

  • данные о правообладателе: фамилия, имя, отчество гражданина или название юридического лица (если зарегистрировано право долевой или совместной собственности, то сведения обо всех правообладателях);
  • зарегистрированные обременения или ограничения права, в том числе дата и номер их государственной регистрации, сроки, на которые они установлены, а также данные о лицах, в пользу которых они установлены;
  • вид зарегистрированного права;
  • наименование органа, который осуществляет государственную регистрацию прав;
  • кадастровый (или условный) номер объекта недвижимости;
  • назначение объекта, его адрес и площадь, (для зданий — этажность, материалы);
  • дата подписания выписки и исходящий номер.

 

Куда нужно обратиться что бы получить сведения ЕГРН и какие сроки предоставления сведений ЕГРН?

Выписку из Единого государственного реестра недвижимого имущества можно заказать следующими способами:

  • Отправить запрос в Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Офисы приема МФЦ имеются на всей территории Республики Башкортостан.
  • Через официальный сайт Росреестра.
  • Через единый портал государственных услуг.

 

На вопросы ответила Начальник отдела предоставления сведений Кадастровой палаты по Республике Башкортостан Светлана Романовская